Размышления о подступающем празднике
© автор неизвестен
Каждый год на изломе теплой израильской зимы кипят страсти: «русские» ставят елочки! Израильтян (как религиозных, так и среднестатистических) это бесит: не для того строили еврейское государство, не для того оставляли друзей и дома и состояния в галуте, отдаляясь от христианской цивилизации, чтобы она догнала нас здесь, на Святой земле.
Русские пожимают плечами: весь мир празднует Новый год, да и мы ничего христианского в виду не имеем, просто привыкли к елочке, к Деду Морозу. Смешно пытаться вести на страницах русскоязычного издания диалог с израильтянами, поэтому все нижеизложенное адресовано исключительно «русским». Кавычки здесь — не случайность. Живут среди нас несколько сотен тысяч русских без кавычек, не русских евреев, а русских русских. Они пусть себе празднуют свои христианские праздники, украшают елочку, красят яйца — это нормально, это естественно.
«Русские» евреи — другое дело. Есть немало невежества и поверхностности, наивного лукавства и честного смущения в их эклектическом поведении. Практически никто из них не мотивирует свои зимние пляски вокруг дерева идеологическими причинами или верой. Все это в их глазах — просто так, без заднего смысла. Они отмахиваются от аксиомы: человек сам выбирает, какие праздники праздновать и этим выбором заявляет о своих убеждениях. Даже наивное 8 марта, не говоря уже об 23 февраля, есть декларация мировоззрения. В моей семье и в множестве других семей праздновали 9 мая, но и в самые страшные годы не отмечали 7 ноября.
Вместо того, чтобы стыдить несознательных евреев, приютившихся под елочкой, мы предлагаем их вниманию сегодня маленькую подборку информации о ёлочке и Деде Морозе.
Итак, обратимся к календарю. Что именно празднуется 1 января? Христиане отмечают 25 декабря день рождения Ешу. 25, 26, 27, 29, 30, 31 декабря, 1 января. Восьмой день. Что у нас делают с еврейским мальчиком на восьмой день от рождения? Ой, нет. Это же день обрезания Ешу! «Пять минут, пять минут…» — поет Гурченко, «С праздником обрезания вас, дорогие друзья!» — гремит бархатный голос Левитана.
Далее. Здравствуй Дедушка Мороз, борода из ваты. Что же он принес нам с вами, дорогие евреи? Из личного дела: Санта Клаус, он же Николаус. Уроженец Италии, 303-го года рождения, характер твердый, нордический. Епископ Малой Азии, инициатор широкомасштабных гонений на евреев и других еретиков, кровавых погромов и депортаций. Был и другой прототип Д. Мороза — «папа» Сильвестр — идеолог воинствующего антисемитизма. С ним обычно приходит снегурочка. Но не всегда она была беленькой и молодой. В прошлом люди верили, что с Д. Морозом приходит Кнехт Рупрехт, он же Шмуцли, он же… Люцифер. Ничего себе, Снегурочка!
И, наконец, ёлочка. Начало обычая — в старинном языческом германском культе, танненбаум. Украшение деревьев и поклонение им мы встречаем уже в глубокой древности в варварских языческих культах. Среди законов Торы, запрещающих древнее язычество, мы находим несколько запретов на поклонение деревьям. И сегодня еще можно встретить в Азии деревья, украшенные цветными лоскутами — дарами духу дерева.
Одним словом, тот, кому хочется в ночь с 31 декабря на 1 января еще раз подчеркнуть (для себя и окружающих) тот факт, что он в Израиле — человек чужой и случайный, пусть себе украшает елочку. Благо купить ее не проблема: инициативные торговцы уже обнаружили коммерческий потенциал «гоев из России». Так они нас называют. С чего бы это?!
А. Фейгин
no subject
no subject
В этот день на свиток Торы надевают корону и назначают жениха - "хатан Тора", того, кто должен завершить чтение свитка.
no subject
no subject
no subject
А персонаж Дед Мороз был задолго до большевиков (читай Афанасьева), равно как и Снегурочка.
Делать большевикам нечего, как только Деду Морозу внучку придумывать.
В 1929 они празднование Нового Года вообще запретили, сняв запрет лишь в 1936-м.
И обычай дарить подарки был - это называлось "святочная неделя". Само название Новый Год, вероятно, ввел Петр под германским влиянием (буквальный перевод германского neue Jahr ).
Опять же задолго до большевиков.
no subject
no subject
no subject