(Чужие) мысли вслух
Прочитал у Юрия Колкера штрих к мысли, которую думал давно. А именно, о двойственной позиции людей, которые по израильскому вызову уезжали из СССР в другие страны. Дело, конечно, не в предпочтении американской мечте еврейской. Это симпатии личные и субъективные. Дело в пренебрежении к остающимся в отказе. Колкер пишет, что советская власть мотивировала свои отказы на израильские вызовы тем, что они используются не по назначению; тем, что «израильские родственники» едут не в Израиль. А потому, все эти вызовы и декларируемое желание жить на Родине — обычное надувательство.
Любопытно было бы узнать мнение знаменитых отказников и сидельцов, работающих в израильской политике. По долгу службы им не выгодно обижать русскоязычную диаспору в Америке. Которая их, по-сути, предала.
Из книги Юрия Колкера «Пархатого могила исправит, или как я был антисемитом»: «Еще один ход мысли, сейчас почти непонятный, должен быть отмечен. В случае удачи, в случае получения разрешения на выезд — нельзя было предать остававшихся. Власть твердила, что не отпускает евреев, потому что они едут в Америку, а не в Израиль, — а я видел глаза тех, кто засиделся в отказе и для кого Израиль был всем. Особенно детей было жалко».
no subject
Израильские визы были липой, это знала как советская, так и израильская сторона. Формально выпускали только к родственникам для воссоединения семей, а в Израиль. Фактически ни в какие другие страны не пускали. Добился этого не Израиль и не сионисты, а американское еврейское лобби, и уступил СССР американскому давлений. Израильский вызов был компромиссом, СССР не могло допустить открытой эмиграции только для одного народа. Американские евреи в большинстве своем Израиль поддерживают, но сионистами не явлаются, и перезжать туда не торопятся. Давили они на СССР, чтобы дать возможность евреям уехать, туда, куда они хотят, а не только в Израиль. Насчет "предать остававшихся" - ерунда. Власть могла твердить любую чушь, на самом деле у отказа всегда были причины. До 80-го года, до вхождения в Афганистан, отказывали людям с секретностью. Поскольку у каждого третьего советского инженера секретность была ( не у него, так у близких родственников), то отказывали многим. Отзывали докторам наук, даже без секретности. Не принимали документы у "бедных родственников", т.е. тех, кто не мог получить от родителей или бывших мужей-жен разрешение на выезд. Отнюдь не большинство отказников стремилось в Израиль, как раз меньшинство. За отказников торговались. Арманд Хаммер, например, выменивал их на произведения искусства, вывезенные из той же Советской России в 20-е годы. Были список Тэтчер, список Картера, отказники были для СССР во времена разрядки очень выгодным товаром, их обменивали западу на уступки и послабления. После Афганистана капкан захлопнулся. На тех, кто на момент вторжения, уже был в подаче распространялись старые правила. Все кто подавал после - получали автоматический отказ. Выежали единицы, по какому принципу - не знаю. В 86 году дела старых отказников начали пересматривать. Сначала со скрипом ( тут опять Хаммер подсуетился, и кое-кого выкупил ), потом быстрее и быстрее - и в 87 уже отпустили практически всех. Новые заявления рассматривали молниеносно, 2-3 месяца. Вал пошел в Америку. Израиль обиделся и перестал присылать вызовы, в 87-88 году вызов получить было очень трудно, мне сделали знакомые, сами известные отказники, а вот мой друг так и не получил. На Брайтон-Бич не растерялись и начали клепать липовые вызовы. От настоящих они отличались только качеством бумаги и красотой печати - брайтонские были лучше. ОВИРу было все равно. А потом Америка задохнулась от такого потока и венско-римскую пересылку закрыли.
no subject
no subject
Почему не приходили вызовы - я не знаю, но добыть вызов было невозможно. На Брайтоне тогда вызов стоил аж $400. ( я уехала по настоящему израильскому, а мама - по фальшивому, который ее друг в НЙ купил). Потом наладили массовое производство и стало $50. Почему Израиль не увеличил количество вызовов, не понимаю - этим же Сохнут занимался, какая им была разница, сколко напечатать, все равно ведь липа. Мой друг уехал в Израиль по вызову, купленному мною на Брайтон-Бич.
no subject
no subject
no subject
no subject
Хаммер быд занятным человеком, очень странная фигура в истории. Мама пришла из аэропорта и сказала - "Я видела человека, который видел Ленина не в мавзолее. Второй человек после твоего деда". Ну то что дед видел Ленина - это семейный апокриф, дед тот еще врун был, в зависимости от аудитории он одним рассказывал, что видел Ленина, а другим - про Николая Второго. А Хаммер действительно помог очень многим. Совесть что ли замучила на старости лет? Или бизнес - бизнесом, а еврейство сильнее? Теперь уже не скажешь.
no subject
Я, вслед за Колкером, раздумывал над личными отношениями и их развитием. И насколько, например, Щаранскому «помогла» многочисленная советская эмиграция в США досидеть до 1986 года. Я прямо так и вижу, как он радовался в камере, что ещё десяток тысяч свернули в Вене. Конечно, насильно мил не будешь, и никто Щаранского не просил, но «осадочек остался».
Америка действовала в собственных интересах, как и американские еврейские организации. Почему вдруг проблемы каких-то богом забытых беженцев в Америку стали заботой Израиля? Потому что были надежды, что эти беженцы окажутся евреями и приедут домой. (Как это было с евреями из Ирака, например.) Израиль, надеясь, тратил деньги, время и влияние. Обычные граждане посылали вызовы, которые требовали хоть и небольших, но затрат. Или, по крайней мере, сочуствия. А беженцы оказались всего лишь беженцами, и домой не поехали. Я повторюсь, насильно мил не будешь. Но и забывать, скажем так, неблагодарность, не стоит.
Вы всё это, подозреваю, намного лучше меня знаете.
no subject
Многие репатрианты впоследствии уехали из Израиля, так что они тоже предатели? На них больше потратились, чем на тех, кто в Вене свернул. Как-то мне эта логика СССР напоминает с его предателями родины.
no subject
1. Чувство ответственности к оставшимся в отказе сионистам в 1973-1986 годах (переезд в Америку, а не в Израиль, ослабляет их позиции)
2. Чувство ответственности к вызывающей стране (вызовы, Сохнут, помощь)
Честно говоря, никакого осуждения к галутным евреям у израильтян нет, вы можете это видеть даже по моим комментаторам. А уж уроженцы так просто не поймут, о чём мы тут говорим, я проверял.
Я не хочу углубляться в финансовый баланс привлечения рабочей силы в ту или иную страну. Мне интереснее нематериальный заём, который отдать сложнее.
no subject
no subject
no subject
Мне кажется, что разница вот в чем. Вы считаете, что все эти усилия были для того, чтобы советские евреи поехали в Израиль. Если бы так было, то возможно был бы предмет разговора. На самом деле, как я помню, все эти усилия были для того, чтобы советские евреи смогли УЕХАТь. Поправка Джексона-Ваника была принята году в 74м, но никто на Западе не считал себя вправе решать, куда этим евреям ехать за них. Я знаю, что многие политики в Сан Франциско активно боролись за выезд родственников своих же избирателей с целью объединения семей именно в Америке, собирали средства на их поддержку и т.д.
no subject
Почему тогда ехали в Америку, а сегодня в Израиль. Потому что поток беженцев направляется подобно стаи форели.
Так вот Колкер пытался подняться над форельной логикой. Конечно, решал он только для себя. В Израиле жить Колкер не хотел и через несколько лет уехал. Что до меня, то выбор у меня был только форельный — я уехал в 1999 году.
no subject
Прожив 20 лет в США, я могу сказать только, что сидя в Москве/Киеве/Ленинграде невозможно было принять правильное решение. Даже поехав в гости на несколько недель, это сделать невозможно. Даже приехав на ПМЖ, достаточно долго неясно, правильно ли поступил. Я знаю людей, которым так сильно не нравилось в Израиле, что они сбежали в никуда. Сейчас живут в прекрасном месте в Европе, все у них отлично, но любят поговорить о том, что зря они уехали из Израиля. Другие мои близкие друзья уехали в 92м, как вы говорите "форель", выбора не было куда. Живут в Израиле, имеют возможность уехать в любую страну. Он - супер специалист в своей области, сказал мне, что ему интересно создавать, работать, жить и растить детей только в Израиле. А был бы выбор тогда - поехал бы в США, гарантирую.
no subject
Что-то мне подсказывает, что большинство уехавших в Америку прекрасно бы устроились в Израиле. Всяким там литераторам, художникам и музыкантам здесь туговато, или скажем, не так как в Старом и Новом Светах. А вот инженеры, которых большинство, очень даже неплохо устраиваются.
В общем, хорошо и здорово быть форелью. Но уважать хочется таких людей как Колкер.
no subject
- Рабинович, вы бежите как крыса с тонущего корабля!
- Так вы знаете, что корабль тонет? - ехидно отвечает Рабинович.
Это не совсем анекдот, такие диалоги часто возникали. Все знали, что корабль тонет, а в шлюпку пускали только Рабиновича. Отсюда и мнение, что отказывают потому что евреи едут не в маленький жаркий воюющий Израиль, а в Америку. Это мнение не было политикой власти, это был обывательский глас народа.
Прочтите "Заповедник" Довлатова - очень точный слепок того времени. Там майор местного КГБ говорит: "Сам бы уехал, но меня с моей рязанской будкой не пустят"
no subject
no subject
У каждого была своя история попадания в мышеловку, но никто не был в отказе потому, что другие поехали не туда, это точно... Я помню это время и этих людей очень хорошо, т.к. мне это все казалось игрой в шпионов, и я часто подслушивала их разговоры, совала нос во время собраний, и т.д. Я во многом согласна с polenova.
В частности в том, что помощь шла не из Израиля, а чаще из Европы. Были постоянные попытки встретиться с американскими конгресменами, передать письма сенаторам и т.д. Иногда были даже подставные фиктивные американские жены. Освободили тех, кто сидел, и выпустили из страны тоже благодаря усилиям из-за океана. Знаю и тех, кто после отсидки все-таки поехал в Америку из-за семьи. У некоторых были угрызения по поводу этого решения, но они не были связаны с теми пунктами, о которых вы говорите, а только с правильностью решения. Многим казалось, что жить и растить детей они должны в Израиле, а материальное и другое не важно, как-то так.
no subject
В мире много народов, терпящих разные бедствия от всего чего не попадя. Много ли американских конгрессменов втречается с их представителями? Много ли передают письма? Подозреваю, что нет.
no subject
Что касается конгрессменов, то, думаю, им полно передают по всем поводам. Но пропихивать они берутся обычно то, что в данный момент приносит политические дивиденды. Есть много избирательных округов, где вопросы поддержки евреев существенны (НЙ, Флорида, ...), есть, где важны вопросы, связанные с поддержкой Израиля (тут к вышеперечисленным добавляются округа, где проживают христиане-евангелисты).
no subject
Кстати уже в мою эмиграцию евреев было ( по Галахе ) около 60%, не больше. Полукровки, вроде меня, супруги, боже кого там только не было! Баптисты и украинские униаты тоже ехали по израильским визам. Помню изумительную семью украинскую, очень простую, четыре брата и сестра, у сестры муж - еврей. Ну и чтобы эти братаны делали бы в Израиле? И разве за их "репатриацию" боролся Щаранский? Сомневаюсь... А "Евреи за Христа"? Им конечно прямая дорога, да их Закон о возвращении бы не принял, там есть оговорка насчет главы семьи - выкреста.