![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Слышал мнение, что «Самсон Назорей» Жаботинского – вредная книжка. Типа, переврал писатель традиционный подход, да и понимал в эпохе судей немного. Может, и переврал, может, и не понимал. Только вот писал он книгу не о Шимшоне из Цоры, а о Зеэве из Одессы!
Именно он, Владимир Альталена, звался Таишем в европейской Филистии. Именно он служил литературным развлечением публики от итальянцев до русских. Именно он любил и был частью европейской филистийской культуры.
Ключевым местом романа является диалог пленного Самсона с сараном-правителем Газы. Саран взывает к Самсону: «Нас ты любишь!» Самсон соглашается и прибавляет: «Дана зато не люблю, его родичей ненавижу». И объясняет, что у Дана везде ссоры и бардак. Заканчивает же словами: «Но над всем этим есть одно единое для всех: голодное сердце. Жадность ко всем вещам, виданным и невиданным. В каждой душе мятеж против того, что есть, и возглас: ещё! ещё!»
У меня нет сомнений, что Жаботинский писал о себе. Любопытно, что умер он в Нью-Йорке. «С вами вместе да погибнет душа моя!» - крикнул Самсон, обрушивая на себя храм в Газе…
Пы. Сы. Известный русский режиссёр собирается снять фильм по роману «Самсон Назорей». Помнит Филистия своего Таиша, помнит.