rdavid: (Default)
[personal profile] rdavid
Пассажиры рассаживались по местам. Эргономичная теснота Боинга 737 особенно заметна во время посадки. Напомню, расположение кресел в этом самолёте — по три с каждого борта. На противоположной от нас тройке сидела девушка. Через кресло, около прохода, дремал человек. Чёрный сюртук, кипа, пейсы. Очередной пассажир, женщина, захотела сесть на место между человеком в кипе и девушкой у окна. Он встал, женщина заняла своё место. Человек с пейсами остался стоять.

Еврейский закон, Халаха, регулирует отношения между мужчиной и женщиной. В частности, мужчине не разрешается дотрагиваться до замужней женщины. Поэтому сидеть рядом с незнакомой женщиной запрещено.

Итак, он продолжает стоять в проходе. Немедленно возникает пробка. Казалось, человек с пейсами находится в трансе. Глаза к низу, на происходящее внимания не обращает. Женщина обратилась к нему на иврите. Он с напряжением ответил на идиш. Удивительно, но она продолжила на идиш. (Израиль — поразительная страна!) Договориться они не смогли. Дилемма казалась неразрешимой.

— Ну что за пингвин! — Это уже на русском. Моя жена остра на язык. — Так мы вообще никогда не улетим!
Я возражал:
— Ну, Халаха… Туда-сюда, понимаешь…

В очередной раз я получил жёнино толкование Шульхан Арух. Наиболее приличное слово в нём было «херня». Тем не менее, толкование подчинялось какому-то внутреннему смыслу иудаизма. Жена у меня умница! (Завтра она это прочитает.)

Тем временем женщина договорилась с каким-то мужчиной. И они поменялись местами. «Пингвин» облегчённо сел.

Date: 2006-10-22 01:38 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_lily_valley/
Очень красочная зарисовка.
Жалко всех в такой истории, но больше всего, конечно, самого религиозного мужчину. Тут, мне кажется, всегда надо уступать тому, кому важнее и проблематичнее ситуация.

Date: 2006-10-22 01:44 am (UTC)
From: [identity profile] rdavid.livejournal.com
Често сказать, не было жалко. Странно было. Простая житейская ситуация, а он её разрулить не в состоянии. Ребёнок в шестьдесят лет. И чему тока в ешивот учат!?

Date: 2006-10-22 01:57 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_lily_valley/
В Ешиве не училась - не знаю :) Если бы были "кошерные" самолеты с отделениями для мужчин и женщин - уверена, что там бы он и полетел. Но таких нет, и другой возможности полететь у него не было. Гипотетически, он мог не пустить женщину на среднее место, аргументируя, что она ему будет мешать. Но он поступил корректно - фактически уступил ей понимая, что он сам теперь будет стоять.

Даже не знаю, какую провести аналогию :) К тому же мне неизвестна степень соблюдения скромности этого определенного персонажа :) Судя по знанию идиша очень даже... Ну не знаю, ну, представь, что ты едешь один в автобусе, и на одной остановке заходят люди и одна дама в неглиже нахально садится тебе на колени. Ты останешься сидеть? Ты уступишь ей место? :) Возможно для "пингвина" ситуация была похожей психологически.

Понимаю, что когда рейс задерживается по такому "пустяковому" поводу, то это не радует.

Date: 2006-10-22 02:13 am (UTC)
From: [identity profile] rdavid.livejournal.com
Понятно это. Вопрос только в том, как разрулить. Он почему-то посчитал, что окружающие должны заботиться о том, какие кому места менять. А он будет стоять и на идише молчать. Впечатление такое, что человек высокомерный и чванливый.

Думаю, нужно курс вводить: как ездить в общественном транспорте.

Date: 2006-10-22 05:11 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_lily_valley/
>>>>Впечатление такое, что человек высокомерный и чванливый

Я протестую :) Этого не было в рассказе :) Ты писал, что "мужик в трансе" - это другое!

Он должен был разруливать!? Он наверное, вообще решил, что попал в Садом и Гамору :) А "транс" был, возможно, молитвою, которая, между прочим, помогла :)

Date: 2006-10-22 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] rdavid.livejournal.com
Точно, вид у него был как будто он попал в Сдом и Хамору одновременно. Такой брезгливо-отстранённый. Своим нежеланием снизойти до нашего мира он обидел женщину-еврейку: ей пришлось упрашивать соседских мужчин поменяться с ней местами. Плюс, несколько евреев и неевреев чувствовали себя неловко. Ну и такая мелочь, как пятиминутая задержка всего самолёта.

Что там Халаха по этому поводу говорит?

Date: 2006-10-22 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_lily_valley/
>>>Что там Халаха по этому поводу говорит?

Понятия не имею! :)

>>>он обидел женщину-еврейку: ей пришлось упрашивать соседских мужчин поменяться с ней местами.

Ха! Так это не он "обидел", а "соседские мужчины", которых пришлось "упрашивать"(!) (что так сложно и неприятно было сразу согласиться?)

>>>несколько евреев и неевреев чувствовали себя неловко

Ну, это уже из другой серии - не надо стесняться чужих неловкостей и все. Тем более "проблема" была легко разрешима.

Давид! о чем мы говорим вообще? Ты написал заметку, замечательную и очень живую, а мы спорим о том, что не знаем наверняка, ведь чужая душа - потемки :)

Date: 2006-10-22 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] rdavid.livejournal.com
Вопрос про Халаху риторический и конечно обращён не к тебе.

Замнём для ясности :).

Date: 2006-10-22 10:39 am (UTC)
From: [identity profile] rdavid.livejournal.com
Между прочим, не всем мужчинам в мире (самолёте) понятно это. Разрулить - значит обьяснить проблему и попросить помочь. Вместо него этим занималась женщина. Мне было жалко её.


"не надо стесняться чужих неловкостей и все"

Верно, над этим я буду работать.

Date: 2006-10-22 04:51 am (UTC)
From: [identity profile] jelnovar.livejournal.com
фактически уступил ей понимая, что он сам теперь будет стоять
Да уж. Меня как-то в аналогичной ситуации (в автобусе, не в самолете), просто выгнали с места. Причем автобус был обычный, не специальный "кошерный"

Date: 2006-10-22 05:27 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_lily_valley/
В смысле? Как и кто тебя выгнал!? Села нахальная девушка на соседнее место и сказала "Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам Брысь!"? В любом случае, стоять в автобусе и стоять в самолете - вещи разные немного :) К тому же человек, как написано, немолодой.
Я, кстати, не отвечаю за того господина (более того, мы даже не знакомы , и вообще, в моих комментариях есть смайлики и вообще я болею!), просто в той ситуации, он был в более невыгодной позиции из всех участников.

Я сразу подумала (когда еще текст читала), что "разрулить" можно было запросто - некая женатая пара, могла поменяться местами с теми двумя женщинами, и мужчина из пары мог сесть посередине. В подобных случаях помощь должна придти из вне. Если кому-то плохо и ему нужно немедленно в общественный туалет, а там очередь, он не должен препираться со всей очередью и всем подряд объяснять детали проблемы, он просто скажет: "мне срочно, мне плохо" и другие должны (в меру своего сочувствия чужому человеку) ему уступить очередь. Инициатива "разруливания" зависит от всех участников! Ну разве это не элементарно!?

Я вообще откомментировала (мой первый комментарий), только чтоб сообщить, что зарисовка мне понравилась!!!!! А вы, злобные, цепляетесь к моим словам! МЕНЯ ТАМ ВООБЩЕ НЕ БЫЛО!

Date: 2006-10-22 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] jelnovar.livejournal.com
Да даже и не спорю не с чем. :) Просто вспомнилось.
Какая-то дурацкая история. Подробностей не помню, но суть в том что муж севшей рядом со мной женщины меня выгнал, и уселся на мое место сам.

Date: 2006-10-22 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_lily_valley/
!? Вот урод!!! И главное, с такими лучше не связываться :(

Date: 2006-10-22 05:57 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_lily_valley/
Если мы уже об "аналогичных ситауциях"... Года три назад, мы с Сашей летали на 5 дней на Родос. По дороге туда получилось так, что на наших тройных сидениях были только я и Саша, то есть двое. А прямо за нами около окошка сидела странная пара (даме за 70 и мужчина за 40) которая шумно целовалась, обнималась, ну, звуки (а уж зрелище!) были за гранью приличий. На третьем стуле, у прохода сидел мужчина, который сначала смотрель в пол, потом в потолок, потом гулял несколько по проходу, а потом стоял в проходе. На этом этапе Саша его пригласил подсесть к нам, мужчина горячо поблагодарил и сел. А сам не просился к нам, потому что ему "было неудобно напрашиваться". Оказалось, что он бизнесмен и его из аеропорта забирает машина с водителем в город и он предложил нам тремп до города. Мы согласились, конечно - планировали до этого ехать в город на автобусе. Он еще много чего предлагал нам - гостиницу, ужин - но тут мы поблагодарили и ретировались гулять по ночному городу :) Так что иногда стоит и помочь :) (правда расчитывать на благодарность и пользу для себя не стоит, зато иногда вот такие приятные неожиданные возможности открываются)

Date: 2006-10-22 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] phobos-il.livejournal.com
"Но он поступил корректно - фактически уступил ей понимая, что он сам теперь будет стоять."

Думаю, он хорошо понимал, что стоять в самолете во время рейса не позволяют никому и ситуацию придется разруливать стюардессам. В любом случае немного инициативы с его стороны не помешало бы.

Date: 2006-10-22 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_lily_valley/
Не помешало бы, конечно. Что тут спорить? Но все люди разные! В силу разных характеров, разных мировозрений. Каждый выбирает по себе решает проблему как может. Кто-то начал бы кричать, кто-то - просить всех подряд поменяться, кто-то - молиться о решении и кто-то - находиться в прострации и беспомощно ждать развития событий. Я там внизу написала как нормальный обычный молодой светский парень, бизнессмен, стеснялся(!) сесть в самолете на свободное(!) сидение и стоял в проходе.

Date: 2006-10-22 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] yulen-ka.livejournal.com
+100!
Совершенно согласна!

Date: 2006-10-22 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_lily_valley/
:) Спасибо!

ДАВИДУ: и вообще, что это такое!? Где фотографии!? Требую иллюстрации к заметке!! :)

Date: 2006-10-22 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] rdavid.livejournal.com
К этой заметке иллюстрации нет. Про Будапешт и окрестности, в том числе еврейские, фотографии будут.

Date: 2006-10-22 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] rdavid.livejournal.com
Очень согласен, что все люди разные. Вопрос в том, насколько часто встречается подобное поведение ультраортодоксов? Мне кажется, что случай типичый.

В догонку...

Date: 2006-10-22 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] rdavid.livejournal.com
Я имею в виду, нежелание и неумение решать халахические вопросы в нехалахическом окружении.

Date: 2006-10-22 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] drijka.livejournal.com
/И чему тока в ешивот учат!?/ - тебе лучше знать

Date: 2006-10-22 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] drijka.livejournal.com
Вывод - "не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас".

Date: 2006-10-22 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] rdavid.livejournal.com
:)
В этой песне особо непрогибаемый плохо кончил.

Date: 2006-10-22 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] marikk.livejournal.com
Дело не в букве Закона, а в отношении к окружающим (тема в иудаизме - не из последних). С этой точки зрения, женщина, старавшаяся и решившая проблему, в тысячу раз ближе к религии, чем квадратноголовый пингвин. И не уважение к традиции он демонстрирует, а только вредит, по-моему...

Date: 2006-10-22 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] i-navi.livejournal.com
После тридцати ты стал писать еще лучше, чем до. Живо, интересно, проблемно.
"Как тяжелы вериги ... алахи" почти так пел Визбор.

Date: 2006-10-23 01:01 am (UTC)
From: [identity profile] rdavid.livejournal.com
Ага, нашёл давно читанное и забытое (http://maof.rjews.net/article.php3?id=10396&type=a&sid=702).

Date: 2006-10-22 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] i-navi.livejournal.com
А вообще-то, этот хареди. как и большинство из них - блуждают в потемках не хуже других народов.
сразу вспоминается исраэль, наш друг. Он зашел к матушке со мной, и братец мой ему сходу некошерного коньяка налил. я маячу. мол. асур!. Он выпил. а когда вышли говорит:" Твой брат бы обиделся. И я нарушил бы шлом байт. некошерный коньяк я как-нибудь отмолю. а вот то. что из-за меня в доме непонятка - тяжело будет отмолить!".
Этот человек спит только одну ночь в неделю. а все остальное время учит Тору, работая на шмире.
Соблюдает по Аризалю 9что очень круто). Его рав - мекубаль. Да и сам он разбирается в Кабале, не хуже своего рава ( это на мой. непрофессиональный взгляд).
И вообще "Кто прячется за спины солдат - не может быть правелдником!" сказал один рав. Теряется все. И то, что он не говорил на иврите. и то. как себя вел, все говорит о полной деградации . Увы.

Date: 2006-10-22 06:51 pm (UTC)
From: (Anonymous)
privet Davido4ka. S woswrascheniem.Anologi4nii slu4ai bil i u nas na obratnom puti.rasruliwala
stewardess i posadila pered nami w kresslo. etot pinguin snjal schlapu i mi so Slawoi wsju dorogu borolis s toschnotoi tak ot nego smerdilo.gdeto slischala,4to oni s4itajut schenschin
w opredelennii moment ne4istimi, a etot sam smerdel kak budto w schishe ne rasu ne milsja.
ogromnii privet Viko4ke. Irka

Date: 2006-10-23 01:03 am (UTC)
From: [identity profile] rdavid.livejournal.com
Ирка привет! За последний год наблюдается явная регрессия. Не научившись писать кириллицей, ты забыла, как заходить в ЖЖ и писать от своего имени. :).

Давидка

Date: 2006-10-23 05:42 am (UTC)
From: [identity profile] mashka3.livejournal.com
Ты хорошо пишешь.
И я жду рассказа о Будапеште с фотографиями. -:)

September 2021

S M T W T F S
    12 34
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 3rd, 2025 07:25 am
Powered by Dreamwidth Studios